..ты взвешен на весах и найден очень легким;

Все они очень похожи, в любом тысячелетии. Получившие власть хищники — это все те же личностные особенности и те же методы, все то же «опьянение» от мнимой безнаказанности, ставшее причиной трагедии многих народов. И причиной крушения считавшихся непобедимыми империй…

Тирании не возникают сами по себе. Хищнические государства создаются людьми, тем или иным способом получившими власть, тем или иным способом сделавшими эту власть абсолютной.

Получившие власть хищники выдают за геополитические задачи, национальные интересы и историческую справедливость свое желание реализовать планы, порожденные собственными психологическими проблемами.

Все они очень похожи, в любом тысячелетии.
Все та же гордыня, мнимое имперское величие, желание подчинять своей воле, безраздельно властвовать.
Все те же методы — ложь, насилие, расчеловечивание непокорных.

Все та же «Темная Тетрада». Все те же личностные особенности, все то же «опьянение» от мнимой безнаказанности, ставшее причиной трагедии многих народов.

И причиной крушения считавшихся непобедимыми империй, властителями которых они являлись…

Исчислено, взвешено, разделено…

При царе Навуходоносоре /605–561 гг. до н. э./ Вавилон был самым большим городом в мире. Столицей царства, ставшего империей. Преемник Навуходоносора, царь Набонид отправился на завоевания в Аравию, а править в Вавилоне оставил Валтасара.

Валтасар был известен только из библейской Книги Даниила /главы 5, 7–8/ и «Киропедии» Ксенофонта /Cyropaedia, Xenophon/ вплоть до 1854 года, когда упоминания о нем были обнаружены в вавилонских клинописных надписях.

В Книге Даниила он упоминается как сын Навуходоносора, в вавилонских надписях указывается, что был он старшим сыном Набонида и Нитокрисы, которая — возможно — была дочерью Навуходоносора.

Правление Валтосара, в частности завершающий его период, ознаменовалось голодом поданных империи, а известность ему принес большой пир — «для тысячи приближенных своих, жен и наложниц».

Валтасар, как любой имперский правитель, был уверен в себе и в непобедимости своей империи. Вавилон считался неcокрушимым: достаточно еды, чтобы продержаться годы в городских стенах, а река Евфрат снабжала водой.

Генрих Гейне в стихотоворении «Валтасар» /1831/ так изложил очередность событий:

Полночный час уж наступал;
Весь Вавилон во мраке спал.

Дворец один сиял в огнях,
И шум не молк в его стенах.

Чертог царя горел как жар:
В нём пировал царь Валтасар,

И чаши обходили круг
Сиявших златом царских слуг.

Перевод М.Л.Михайлова /1890/

В течение пира Валтасар постепенно терял контроль над собой. Возможно, никогда себя не контролировал. Правитель…

Шёл говор: смел в хмелю холоп;
Разглаживался царский лоб,

И сам он жадно пил вино.
Огнём вливалось в кровь оно.

Хвастливый дух в нём рос.Он пил
И дерзко божество хулил.

И чем наглей была хула,
Тем громче рабская хвала.

Рабская хвала помогла Валтасару окончательно уверовать в собственное всемогущество.

А потому решил он, что что пить вино ему и «вельможам его, женам его и наложницам его» надлежит из священных золотых и серебряных сосудов, которые Навуходоносор «вынес из храма Иерусалимского.»

И раб несёт к ногам царя
Златую утварь с алтаря.

И царь схватил святой сосуд.
«Вина!» Вино до края льют.

Его до дна он осушил
И с пеной у рта возгласил:

«Во прах, Егова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»

Валтасар не первый, и далеко не последний, кто своей гордыней неуемной и жаждой власти, внимая «рабской хвале», вызвал ответную реакцию.

А что за реакцию вызывает очередной имперский властитель — это уже у кого как получится.

Лишь с уст сорвался дерзкий клик,
Вдруг трепет в грудь царя проник.

Кругом угас немолчный смех,
И страх и холод обнял всех.

В глуби чертога на стене
Рука явилась — вся в огне…

И пишет, пишет. Под перстом
Слова текут живым огнём.

Взор у царя и туп и дик,
Дрожат колени, бледен лик.

И нем, недвижим пышный круг
Блестящих златом царских слуг.

Призвали магов; но не мог
Никто прочесть горящих строк.

Ни Валтасар, ни слуги его не могли объяснить смысл слов, начертанных таинственной рукой. Позвали Даниила, подростком попавшего в вавилонский плен после похода Навуходоносора на Иерусалим.

Прочитал Даниил и стало ясно, что за «слова текут живым огнем», и чьей рукой они начертаны.

  1. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
  2. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
  3. Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким;
  4. Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Книга пророка Даниила, 5 глава, 5.25-5.28

В итоге все это плохо закончилось и для Валтасара, и для всего Вавилонского царства — одного из череды великих царств того времени.

В ту ночь, как теплилась заря,
Рабы зарезали царя.

Не известно точно — кем именно, но известно, что Валтасар был убит.
Вавилон без сопротивления пал перед полководцем Гобиром в день 12 октября 539 г. до н.э. Царь Кир II вошел в город 17 дней спустя.

Мене, мене, текел, упарсин
или
Мене, мене, текел, фарес…

Поделиться Статьёй